Логистический
консалтинг
Askona

Цифровое моделирование оптимальной складской сети

Компания «Askona» — лидер рынка товаров для сна в России и Восточной Европе — обладает масштабной производственной и дистрибьюционной сетью:
  • 11 производственных площадок (+ 180 000 м²)
  • 48 распределительных центров (+ 135 000 м²)
  • География поставок: 14 стран
  • 900 розничных точек
  • > 1,1 млн. клиентских доставок ежегодно
 
 
Компания отказалась от самого распространённого в отрасли варианта масштабирования логистики при масштабировании бизнеса — аренды дополнительных складов и транспорта пропорционально росту продаж за счет оптимального перераспределения товарных потоков между существующими складами (более 40), корректировки их локаций, мощностей и функционала на основе цифрового моделирования.
Важно было выбрать такой путь, потому что каждый новый склад, расположенный не в оптимальном месте или наоборот увеличение транспортных плеч при доставке повышает время доставки, снижает загрузку транспорта и в конце концов критично влияет на логистические расходы и уровень сервиса. Вместо этого был выбран иной подход, повышающий операционную эффективность при растущих тарифов перевозчиков и ставок аренды складов.

Цель проекта

Сокращение логистических затрат без снижения уровня клиентского сервиса через оптимальные локации складов, транспортные схемы и перераспределение товарных потоков.

Что сделал КСЛ для Askona

Для Askona было важно решить следующие задачи:
  • Рассчитать оптимальное количество, места расположения и мощности складских объектов по критерию минимизации транспортно-складских расходов без снижения уровня сервиса.
  • Выполнить указанные расчеты в цифровой модели при различных сценарных условиях, в том числе в формате «Что если?»;
  • Определить оптимальную «привязку» клиентов к складам;
  • Оценить доход от экономии затрат при изменении конфигурации логистической цепи.

 

Определить оптимальное расположение склада — задача, с которой сталкиваются многие компании. Но на практике она превращается в сложную головоломку, где приходится учитывать множество факторов. Увеличение числа складов ближе к клиенту повышает затраты на аренду, а уменьшение их количества ведет к росту так называемых «транспортных плеч». Это означает, что увеличивается расстояние, которое товар должен пройти для доставки от склада до клиента.
Снизить транспортные расходы можно, перераспределив грузопотоки: использовать большегрузный транспорт на первом этапе доставки и малотоннажный на последнем. Такой подход помогает повысить утилизацию транспорта и сократить его пробеги. Для того чтобы найти оптимальное решение с учётом затрат на логистику и качества сервиса, нужно анализировать множество возможных сценариев.
Ранее Askona применяла как собственные модели расчетов, так и международные системы моделирования логистических сетей. Но они не учитывали реальную дорожную сеть, рыночные тарифы на транспорт и склады в регионах, в которых компания ранее не работала, что искажало расчеты. В ряде случаев это могло привести к принятию неоптимальных решений.
В итоге компания перешла на российскую платформу, которая учитывает все эти параметры, и построила цифровую модель цепи поставок.
Один из эффектов цифрового моделирования — возможность быстро проверять гипотезы, которые раньше казались слишком рискованными. Вместо того чтобы строить новые склады, Askona изменила подход к пополнению существующих РЦ.
Компания протестировала новую схему отгрузки: грузы отправлялись на склад последней мили (последний этап доставки, когда товар от распределительного центра доставляется непосредственно к конечному потребителю или в ближайший пункт выдачи.), даже если заказы еще не были полностью собраны на РЦ.
Хотя такой подход мог бы привести к снижению утилизации транспорта (из-за разницы в размерах товаров, например, от подушек до диванов), обновление упаковки и изменения в ассортименте помогли сохранить эффективность.
Перестройку логистической цепи провели на основе моделирования. В качестве ключевых РЦ выбраны три склада — в Обухово, Коврове и Владимире. Первый работает с импортной продукцией, два других находятся рядом с основными производствами.
Теперь они обеспечивают ритмичное снабжение всей цепочки. В системе регулярно перебрасываются запасы для выравнивания ассортимента.

Ключевая метрика кейса

Несмотря на инфляцию в 9,5%, логистический бюджет в 2024 году снижен на 1,4%!

Ценность кейса для бизнеса заказчика

Вместо шаблонных решений, вроде линейного сокращения затрат без учета последствий для сервиса и устойчивости процессов, Askona сделала ставку на перестроение логистики с использованием цифровой модели, позволяющей в том числе перераспределять товарные потоки между профицитными и дефицитными по площади складами. Такой подход позволил заметно снизить логистические расходы в год, когда рынок, напротив, демонстрировал рост издержек. При этом компания не только сохранила качество сервиса, но и усилила управляемость логистической сети — с возможностью быстро подстраиваться под меняющиеся грузопотоки и внешние условия.
Модель цепи поставок стала не разовой инициативой, а постоянным инструментом для принятия решений. Это позволило:
  • адаптировать логистику к росту производства и продаж без инвестиций в склады
  • добиться важной для бизнеса экономии операционных затрат
  • повысить устойчивость цепочки поставок к внешним изменениям

Применение цифрового моделирования в других компаниях

Использование цифровой модели позволяет и другим компаниям участникам рынка определить оптимальное количество, мощность и расположение складов для минимизации совокупных логистических затрат при заданном уровне сервиса. Решение поддерживает сценарное моделирование формата «Что если », оценивая:
  • Затраты при сохранении текущей конфигурации сети с учетом роста товаропотоков
  • Финансовые последствия неоптимального размещения объектов (на собственных или доступных площадках)
  • Эффективность различных стратегий развития бизнеса
Платформа цифрового моделирования LogConnection обеспечивает:
1. Анализ потерь в существующей цепи поставок
2. Обоснование решений по оптимальной реконфигурации сети
3. Разработку долгосрочной стратегии развития логистики (5-7 лет) с тестированием всех появляющихся в бизнесе сценарных условий
4. Баланс между затратами и качеством сервиса
Над проектом работали
Василий Демин Консультант
Василий Демин

Консультант

Андрей Бульба Методолог
Андрей Бульба

Методолог

Виктор Булыгин Технолог
Виктор Булыгин

Технолог

Обсудить задачу