Логистика Казахстана в 2025 году: как изменится рынок и кто рискует проиграть?
Логистика Казахстана переживает тектонические сдвиги. Международные игроки меняют правила, а государство ужесточает контроль. Кто сможет адаптироваться, а кто уйдет с рынка?
Экономика Казахстана продолжает стабильно расти: в 2024 году ВВП увеличился на 4,2%, что несколько ниже показателя 2023 года (4,5%) и уступает темпам роста Узбекистана (6,5%) и Кыргызстана (9%). В последние годы Казахстан во многом опирается на топливно-энергетический комплекс, трансграничную торговлю и рост транзита товаров из Китая в Россию. Однако даже эти драйверы запускают необратимые процессы в логистической отрасли.
Влияние международных игроков и новые регуляторные меры
Одна из ключевых тенденций — приток международных компаний, задающих новые стандарты клиентского сервиса и логистики. Особенно важно влияние маркетплейсов и e-commerce, которые создают конкуренцию не только сетевому ритейлу, но и дистрибьюторам, не выдерживающим итоговой цены на полке.
Параллельно усиливается государственный контроль за логистическими процессами. Казахстанский рынок грузовых перевозок — настоящая «серая зона», в которой доминируют наличные расчёты и тысячи мелких игроков. Для государства это клондайк, который в перспективе станет прозрачнее: вводится обязательная маркировка товаров (фармацевтика, напитки, обувь), электронный документооборот, а также цифровые механизмы контроля перевозок. Это приведет к усилению налоговой нагрузки, вытеснению малоэффективных игроков и созданию более структурированного рынка.
Дефицит складской недвижимости: ожидания vs реальность
В начале 2024 года КСЛ оценивал дефицит качественных складов в Казахстане в 1,9 млн кв. м, прогнозируя ввод 300-350 тыс. кв. м новых объектов. По факту было построено 250 тыс. кв. м. При этом значительная часть этих складов остается незаполненной, что подчеркивает структурные проблемы рынка.
Ключевые факторы, неучтенные многими участниками рынка, приводят компании к банкротству, включают ошибки в выборе локации, завышенные ожидания по стоимости аренды и несоответствие складов заявленному классу. Этот список можно использовать как чек-лист для оценки эффективности собственного складского объекта:
-
Расположение: более 50% складов построено не там, где они нужны арендаторам и 3PL-операторам, а там, где у владельцев была земля. Это увеличивает lead-time (время исполнения заказа) и транспортные расходы, что делает такие объекты непривлекательными даже при существенном дисконте.
-
Несоответствие классу «А»: из 30 строящихся объектов, проверенных КСЛ в Алматинской области, только три действительно соответствовали классу «А». Многие не дотягивают и до «В»: сетка колонн 6×12 м вместо 12×24, высота потолков 8-10 м вместо 12-14 м, отметка доков на уровне земли (0.00 м) вместо необходимых 1.2 м. Такие склады менее вместительны и на 40% менее производительны.
-
Завышенная стоимость строительства: построить склад класса «А» в Казахстане стоит $900–1300 за кв. м, что на 20-40% дороже, чем в России. Причины: ошибки в проектировании, завышенная стоимость материалов, неэффективные конструктивные решения.
-
Высокие арендные ставки: владельцы складов удерживают ставки на уровне $140-150 за кв. м в год, в то время как существующие склады обходятся грузовладельцам в 2,5 раза дешевле. Разница в стоимости нивелирует потенциальную выгоду от переезда.
В ближайшие 1,5-2 года рынок 3PL-услуг в Казахстане завершит свое формирование. Компании, строящие склады в 2024-25 гг., ориентированы преимущественно не на аренду, а на оказание логистических услуг, так как это более маржинальный бизнес. Однако лишь единицы локальных компаний обладают опытом предоставления таких сложных услуг с качественным ценообразованием, эффективным для грузовладельцев. При этом международные игроки, стремительно выходящие на рынок, уже используют lean-подход, минимизируя потери и оптимизируя процессы.
Наиболее прибыльные сегменты (фарма, FMCG, автокомпоненты, алкоголь, fashion, DIY) будут распределены между международными и наиболее продвинутыми казахстанскими игроками. Остальным останутся низкомаржинальные ниши, в которых работа ведётся по схеме долгосрочного хранения без активного оборота товара.
Рост конкуренции и необходимость оптимизации
Конкуренция между офлайн-ритейлом и e-commerce усилится, а производители FMCG и продуктов питания столкнутся с давлением международных поставщиков. В дистрибуции товаров массового спроса затраты на логистику (5,5-7% от оборота) уже превышают уровень прибыли (EBITDA 3-4%). У мировых лидеров этот показатель вдвое ниже. В конкурентной борьбе компании вынуждены либо сжигать прибыль, либо радикально сокращать издержки.
Но есть и другой путь — сконцентрироваться на оптимизации самых значимых разделов операционного бюджета компании. Опыт успешных компаний (X5 Group, Askona, Decathlon, «Технониколь») показывает, что за 1-2 года можно добиться 1,5-кратного сокращения логистических затрат благодаря:
-
изменению логистической инфраструктуры
-
автоматизации процессов
-
внедрению lean-подходов
Логистическая отрасль Казахстана стоит на пороге крупнейшей трансформации. Складской и 3PL-рынок достигнут зрелости в ближайшие два года, а рынок грузоперевозок станет прозрачнее. Конкуренция в ритейле и дистрибуции продолжит расти, особенно со стороны международных игроков и маркетплейсов.
Компании, которые хотят не просто выжить, а сохранить лидерство, должны не просто модернизировать логистику, а стратегически пересмотреть всю цепь поставок. У тех, кто отложит трансформацию, времени на изменения может не остаться — рынок быстро переформатируется под новых лидеров.