Аудит эффективности логистических систем компаний
Цель проведения аудита - предоставление детальной объективной оценки состояния логистической системы компании, ее отдельных элементов (снабжение, транспортное обеспечение, складирование, информационные потоки, учет и др.), а также определение направлений развития и оптимизации логистической системы компании.
Организационно проведение аудита подразделяется на внутрений логистический аудит и внешний.
Внутренний аудит направлен на формирование логистической картины бизнеса изнутри, внешний - глазами действующих и потенциальных клиентов.
При проведении внутреннего логистического аудита обычно выполняются:
- интервьюирование представителей функциональных направлений по вопросам, имеющим отношение к логистике (транспорт, склады, запасы, поставки, система управления, мотивация);
- статистический и функциональный анализ репрезентативной выборки по документам предприятия (первичная документация, различные файлы, отчеты как внутренние, так и внешние);
- описание логистической системы компании;
- составление карт бизнес-процессов компании;
- расчет показателей эффективности обслуживания клиентов (внутренних и внешних ) и оценки качества клиентского сервиса;
- расчет показателей, связанные с затратами на выполнение логистических функций (затраты на закупки, поставки, транспорт, склады, складирование, запасы). При анализе затрат проводится расчет «затраты–выгоды» – имеются в виду выгоды, получаемые клиентами от реализации тех или иных решений;
- расчет показателей использования активов (складские сооружения, собственный парк подвижного состава);
- расчет показателей бенчмаркинга – изучение лучшего в практике конкурентов заказчика в областях, касающихся логистики.
При проведении внешнего логистического аудита производится изучение ожиданий и требований клиентов с целью определения показателей работы компании, изучению приемов, используемых конкурентами, а также определению требуемого уровня обслуживания.
Внешний логистический аудит проводится путем почтовой рассылки анкет, а также выборочных собеседований с клиентами (представителями различных обслуживаемых сегментов рынка, покупателями с разным объемом закупок и из разных географических мест).
Типовые вопросники и анкеты адаптируются под каждое предприятие. При этом опрашиваются обычно как руководители компаний и отдельных подразделений, так и линейные менеджеры.
Анкеты выполняют несколько функций: они служат в качестве источника получения структурированной информации о логистической системе компании и в качестве средства привлечения внимания специалистов к ключевым вопросам функционирования этой системы. При обработке анкет основное внимание обращается на качество обслуживания клиентов,а также анализ причин и следствий по разным видам издержек.
Проведение аудита осуществляется по уникальной методологии, разработанной Координационным советом по логистике, включающей более 30 расчетных параметров, которые позволяют в сравнении с оптимальными показателями по отрасли оценить эффективность функционирования логистической системы.
Результатом проведения логистического аудита является выдача рекомендаций в отношении будущей стратегии компании и описание необходимых изменений, которые требуется провести в действующей системе логистики для реализации этой стратегии. Заказчику выдается развернутая оценка эффективности работы логистической системы компании, с выдачей конкретных рекомендаций, направленных на устранение выявленных проблемных областей и использование потенциальных резервов и возможностей для создания новых или оптимизации существующих направлений бизнеса. Логистический аудит позволяет Заказчику принять объективное решение о реинжениринге логистической системы, ее отдельных элементов и создании новых направлений деятельности, а также сформировать техническое задание для выполнения проекта по оптимизации отдельных элементов логистической системы или их создания "с нуля".